Для родителей младших школьников

  1. Вы обнаружили, что ваш ребенок не проявляет интереса к школьной жизни. Более того, нередко в разговоре с вами или с другими людьми он говорит о том, не хочет учиться. В процессе общения с ним  найдите те средства, которые будут способствовать психологической настройке ребенка к школе.
  2. Вы пришли за ребенком в школу. Попытайтесь установить причины его радости (огорчения). Уточните затем их у ребенка или учителя, сравните с теми, которые вы сами обнаружили.
  3. Ваш ребенок солгал или что-то утаил от вас (это можно заметить по его глазам, движениям, репликам и т.п.). Попытайтесь без наказаний, окриков, угроз посредством эмоционального общения (внушения) заставить его во всем сознаться. Если это не удалось сделать, посоветуйтесь с другими родителями, классным руководителем, педагогом-психологом как в подобных ситуациях правильно поступить и добиться положительного результата. Найдите после этого свои ошибки, наметьте пути их устранения.
  4. Просмотрите вместе с ребенком детский мультфильм. После просмотра обсудите поступки положительных и отрицательных героев.  Убедившись, что ребенок одобрительно относится к некоторым отрицательным поступкам героев, разубедите его, докажите, что они ведут себя неправильно. Не все положительные поступки тоже могут быть замечены ребенком. Сумейте построить общение так, чтобы он все-таки «открыл» их пользу для себя и для других.
  5. Вашему ребенку шесть — семь лет. Вы столкнулись с тем, что он не желает уступить место старшим в общественном транспорте. Попытайтесь без принуждения и физического насилия убедить его так, чтобы он добровольно и охотно уступил место. Если не удалось это сделать в первый раз, вникните в причины, породившие черты эгоизма в ребенке. Найдите в другой раз более действенные средства убеждения, благодаря которым ребенок беспрекословно уступит место старшим.
  6. Младшие школьники крайне любознательны. Они любят слушать рассказы старших, сами читают детские книги. Используйте это для формирования читательского интереса сына или дочери. Вместе с учителем подберите для них книги, которые воспитывали бы у ребят патриотические чувства, уважение к людям различных профессий. Беседуя с детьми, пытайтесь выяснять направленность их интересов и устремлений.
  7. У вашего сына или дочери не получается с письмом. Вы нервничаете, повышаете голос, подчас даже наказываете (что крайне недопустимо!). От этого ребенок теряется, начинает бояться вас и своих очередных ошибок и продолжает писать еще хуже. Попытайтесь, общаясь с ним, полностью перестроиться. Используйте только ободряющие слова, интонации и предложения типа: «Вот в этот раз ты написал немножко лучше, молодец!», «Напиши эту строчку так ровненько, как ты умеешь ставить в ряд своих игрушечных солдатиков», «Кто тебе сказал, что эту букву трудно писать? Совсем нет!», «Если ты напишешь этот рядок также красиво, как и первый, я тебе что-то интересное расскажу» и т.п. Сравните результаты труда ребенка и первом и в последующих случаях.
  8. При посещении знакомых или родственников поставьте целевое задание и понаблюдайте за ними по следующей схеме: 1) насколько они доброжелательны и вежливы в общении с детьми; 2) проявляют ли  «речевую гибкость», то есть насколько разнообразно строят беседу с детьми; 3) стимулируют ли инициативу детей и прислушиваются ли к их мнению; 4) тактичны ли в общении; 5) как дети воспринимают обращение родителей к ним (положительно, нейтрально отрицательно). Сравните данные наблюдений со своими действиями общении с детьми.
  9. Понаблюдайте, на чьи слова и обращения дети больше всего и чаще всего в семье реагируют и откликаются (отца, матери, бабушки, дедушки, других членов семьи). Изучите, за счет чего идет воздействие на ребят (повелительного пли приказного тона, доброжелательности, тактичности, умелого подбора слов и выражений, настойчивых  речевых повторений и т.д.). Заметьте, при каких условиях и обстоятельствах дети выполняют ваши просьбы, а при каких – нет. Сравните данные наблюдений и сделайте выводы, необходимые для улучшения практики вашего общения с детьми.