Обязательный выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

В соответствии с положениями инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь от 22.11.2012 г. определено следующее содержание экзамена:

Экзамен включает три этапа.

Первый этап: собеседование по прочитанному тексту.

На этом этапе экзамена проверяются умения читать, понимать прочитанное, комментировать и высказывать суждения по полученной информации, а также умение понимать речь на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.

Содержание заданий:

1. Краткое определение основного содержания текста.

Например: О чём говорится в тексте? Какова основная идея текста?

2. Извлечение из текста запрашиваемой информации.

Например: Найди в тексте ответ на вопрос «…» и прочти его.

3. Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей.

Например: Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…?

4. Извлечение из текста фактов, описание которых требует от учащегося развёрнутого аргументированного высказывания.

Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь…

Второй этап: собеседование по прослушанному тексту.

На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и умение ее комментировать.

Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей.

Например: Кто…? Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…? Почему…? В связи с чем…?

Третий этап — беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.

Задача этого этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.

Содержание выполняемых учащимися заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развёрнутых высказываний относительно услышанного.

Рекомендуемое содержание заданий:

1. Задание, выполняя которое, учащийся имеет возможность опереться на изученный в процессе обучения материал.

Например: Давай поговорим о здоровом образе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

2. Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта учащегося и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.

Например: Согласен ли ты с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?

3. Задание, побуждающее учащегося инициировать беседу, проявить заинтересованность в чём-то, задать встречные вопросы.

Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о здоровом образе жизни. Что бы ты у него спросил прежде всего?

4. Задание, побуждающее учащегося дать совет, аргументированную рекомендацию.

Например: В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтобы они поняли, что это вредно.

5. Задание, требующее от учащегося выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов.

Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?