Обязательный выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
В соответствии с положениями инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь от 22.11.2012 г. определено следующее содержание экзамена:
Экзамен включает три этапа.
Первый этап: собеседование по прочитанному тексту.
На этом этапе экзамена проверяются умения читать, понимать прочитанное, комментировать и высказывать суждения по полученной информации, а также умение понимать речь на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.
Содержание заданий:
1. Краткое определение основного содержания текста.
Например: О чём говорится в тексте? Какова основная идея текста?
2. Извлечение из текста запрашиваемой информации.
Например: Найди в тексте ответ на вопрос «…» и прочти его.
3. Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей.
Например: Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…?
4. Извлечение из текста фактов, описание которых требует от учащегося развёрнутого аргументированного высказывания.
Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь…
Второй этап: собеседование по прослушанному тексту.
На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и умение ее комментировать.
Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей.
Например: Кто…? Что…? Где…? Когда…? Как…? Куда…? Почему…? В связи с чем…?
Третий этап — беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.
Задача этого этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.
Содержание выполняемых учащимися заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развёрнутых высказываний относительно услышанного.
Рекомендуемое содержание заданий:
1. Задание, выполняя которое, учащийся имеет возможность опереться на изученный в процессе обучения материал.
Например: Давай поговорим о здоровом образе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
2. Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта учащегося и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.
Например: Согласен ли ты с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?
3. Задание, побуждающее учащегося инициировать беседу, проявить заинтересованность в чём-то, задать встречные вопросы.
Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о здоровом образе жизни. Что бы ты у него спросил прежде всего?
4. Задание, побуждающее учащегося дать совет, аргументированную рекомендацию.
Например: В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтобы они поняли, что это вредно.
5. Задание, требующее от учащегося выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов.
Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?