Модель действия педагогов по профилактике суицидального поведения подростков

1. Взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, посещение на дому с целью исследования психологической атмосферы в семье. Обращать внимание на несправедливое отношение со стороны родителей; развод в семье учащегося; потерю одного из членов семьи; неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями; одиночество; недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.

2.  Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт ребенка. Обратить внимание на патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психологические травмы, зависимости); соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости.

3.Взаимодействие в социуме, наблюдение и изучение межличностных отношений «учащийся-учащиеся», «учащийся-педагог». Обратить внимание на отверженность, непринятие, унижение человеческого достоинства и др.; несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников; несправедливые требования к учащемуся;  принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам; страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.

4. Выявление (проведение обследований с использованием опросников для выявления психологического кризиса и суицидального риска у подростков) и психокоррекционная работа с подростками из групп суицидального риска (при выявлении психологического кризиса и суицидального риска без психопатологических проявлений):

  • депрессивные учащиеся,
  • учащиеся с низкой успеваемостью,
  • дети, которые либо ранее совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи, близкого окружения,
  • учащиеся, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, отличающиеся девиантным поведением или криминальным поведением, включающим физическое насилие,
  • сверхкритичные к себе,
  • лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,
  • несовершеннолетние, неудовлетворенные несоответствиями между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями,
  •  страдающие от болезней или покинутые окружением,
  • беременные девочки,
  • жертвы насилия,
  • одаренные подростки.

5. При подозрении на наличие психопатологии (депрессия, острая реакция на стресс, психоз и др.), совершении парасуицида подросток направляется к психотерапевту (психиатру) по месту жительства.