Профилактика терроризма и экстремизма в подростково-молодёжной среде

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (В РЕДАКЦИИ 2021 ГОДА)

СТАТЬЯ 19.11. РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ПЕРЕВОЗКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙ ПРИЗЫВЫ К ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПРОПАГАНДИРУЮЩЕЙ ТАКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

СТАТЬЯ 24.23. НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

7. Сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до ста процентов от суммы (стоимости) предмета административного правонарушения с его конфискацией или без конфискации.

Примечание. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, выполнение работ, оказание услуг лицом для целей возмещения собственных расходов, обусловленных привлечением его к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СТАТЬЯ 130. РАЗЖИГАНИЕ РАСОВОЙ, НАЦИОНАЛЬНОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИБО ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ ИЛИ РОЗНИ

1. Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности, наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Примечание. Под иной социальной принадлежностью в настоящей статье понимается принадлежность лица к определенной социальной группе по признаку пола, возраста, профессии, рода занятий, места жительства и иной социально-групповой идентификации.

СТАТЬЯ 292. ЗАХВАТ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

1. Захват зданий, сооружений, путей или средств сообщения и связи, иных коммуникаций, стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, либо их удержание, соединенные с угрозой их уничтожения или повреждения либо с угрозой убийством граждан или причинением им телесных повреждений, с целью понудить государственный или иной орган, юридическое или физическое лицо либо группу лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия невыполнения угрозы, а равно финансирование или иное материальное обеспечение таких действий при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, а также ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо основных частей такого оружия, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.

СТАТЬЯ 293. МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

СТАТЬЯ 309. УМЫШЛЕННОЕ ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

1. Умышленные разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти действия могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия, наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, наказываются штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в целях совершения преступлений, предусмотренных статьями 124126289359 и 360 настоящего Кодекса, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

СТАТЬЯ 310. УМЫШЛЕННОЕ БЛОКИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙex

1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом, повлекшее причинение ущерба в значительном размере, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Примечание. Ущербом в значительном размере в настоящей статье признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

СТАТЬЯ 342. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ДЕЙСТВИЙ, ГРУБО НАРУШАЮЩИХ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, ЛИБО АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В НИХ

1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

СТАТЬЯ 342/2. НЕОДНОКРАТНОЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СТАТЬЯ 130. РАЗЖИГАНИЕ РАСОВОЙ, НАЦИОНАЛЬНОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИБО ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ ИЛИ РОЗНИ

1. Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности, наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Примечание. Под иной социальной принадлежностью в настоящей статье понимается принадлежность лица к определенной социальной группе по признаку пола, возраста, профессии, рода занятий, места жительства и иной социально-групповой идентификации.

СТАТЬЯ 292. ЗАХВАТ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

1. Захват зданий, сооружений, путей или средств сообщения и связи, иных коммуникаций, стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, либо их удержание, соединенные с угрозой их уничтожения или повреждения либо с угрозой убийством граждан или причинением им телесных повреждений, с целью понудить государственный или иной орган, юридическое или физическое лицо либо группу лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия невыполнения угрозы, а равно финансирование или иное материальное обеспечение таких действий при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, а также ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо основных частей такого оружия, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.

СТАТЬЯ 293. МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

СТАТЬЯ 309. УМЫШЛЕННОЕ ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

1. Умышленные разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти действия могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия, наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, наказываются штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в целях совершения преступлений, предусмотренных статьями 124126289359 и 360 настоящего Кодекса, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

СТАТЬЯ 310. УМЫШЛЕННОЕ БЛОКИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом, повлекшее причинение ущерба в значительном размере, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Примечание. Ущербом в значительном размере в настоящей статье признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

СТАТЬЯ 342. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ДЕЙСТВИЙ, ГРУБО НАРУШАЮЩИХ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, ЛИБО АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В НИХ

1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

СТАТЬЯ 342/2. НЕОДНОКРАТНОЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

СТАТЬЯ 361. ПРИЗЫВЫ К МЕРАМ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (САНКЦИЯМ), ИНЫМ ДЕЙСТВИЯМ, НАПРАВЛЕННЫМ НА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия,  наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет.

СТАТЬЯ 361/1. СОЗДАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИБО УЧАСТИЕ В НЕМ

1. Создание экстремистского формирования, а равно формирования, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

3. Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (участие в экстремистском формировании) наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

Примечания:

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье и статьям 3614 и 3615 настоящего Кодекса, если оно своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало выявлению, предотвращению либо пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности.

2. Под преступлением экстремистской направленности в настоящей статье понимаются преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное настоящим Кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.

СТАТЬЯ 361/4. СОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Вербовка, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Профилактика экстремизм

Какие негативные факторы влияют на молодежь? Некоторые специалисты считают, что значительную роль в распространении идей о превосходстве отдельной группы лиц по национальному, религиозному, расовому и иному признаку играют виртуальные группы радикальной направленности в социальных сетях, а также распространение экстремистских материалов в сети Интернет. Зачастую средства массовой информации, осознанно или нет, раздувают костер экстремизма, размещая материалы, в которых криминальным или бытовым конфликтам навязывается национальная окраска, что способствует возбуждению национальной или религиозной ненависти, созданию негативного образа представителя этнических меньшинств. 

Рекомендации по профилактике экстремизма в молодежной среде, которые дают сотрудники милиции просты и доступны. Главное — серьезно подойти к проблеме молодежи. Как можно больше уделять внимание флэшмобберам. Разъяснять учащимся административную ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, нарушениях общественного порядка, уголовную ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремисткой направленности. Противодействовать распространению материалов, в которых звучит угроза и подстрекательство к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности, расы, или по признаку религиозной принадлежности, а также поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации и тому подобное. Вовлекать молодежь в общественно-полезную деятельность. Можно констатировать, что частое произнесение таких малопонятных молодежи иностранных слов как «экстремизм», «толерантность», «ксенофобия» только вызывает отторжение. А совместное участие в каком-то общем деле, волонтерском движении, реализации проектов межнационального и культурного взаимодействия способствует проявлению взаимной поддержки, помогает лучше узнать друг друга, подружиться, что в конечном итоге является лучшей профилактикой конфликтов.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

— действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РБ.

 — действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, в частности в законе Республики Беларусь от 04.01.2007 г. №203-3 «О противодействии экстремизму», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.    Кроме того, настоящий Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов  личности, конституционного строя  и  территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.

  В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

Существующие неформальные подростково-молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально-ориентированные.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде, рекомендации по работе с учащимися

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

· установки, предубеждения родителей;

· взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

· влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

· стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;

           Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

· представления, установки подростков;

· индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

· эмоциональные особенности (состояние психического напряжения).

Основные задачи профилактики экстремизма:

· воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

· формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

· повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

· противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

· внедрение в среду учащихся практики норм толерантного поведения;

· воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

·  · отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.

           При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

         1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

         2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»).

В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.

К таким категориям могут быть отнесены:

·       дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

·       «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

·        дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

·        носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

·        члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

— оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

 — создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

— разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При изучении учебных предметов необходимо использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: ·

·        чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

·        толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

·        уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

·        способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;

·        умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

·        осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

         Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны учащимся не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Основными мероприятиями могут быть:

— координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

— организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

— проведение воспитательных мероприятий, кураторских часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогических советах, советах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

— организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, педагогами-психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

— оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

         Педагогическим работникам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением педагогов-психологов, социальных педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и учреждении образования.

         Работа с подростками по формированию правовой компетентности должна строиться с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

         4. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди учащихся в учреждении образования необходимы:

·     системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;

·     обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе лицея по профилактике правонарушений;

·     поддержка органов самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);

·     анализ результативности профилактической работы, проводимой кураторами, специалистами социально-педагогической и психологической службы.

         Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся

         Примерная тематика занятий:

1. Приоритетные задачи и рассматриваемые проблемы.

2. Молодежные субкультуры.

3. Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».

4 Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.

5. Преступления и наказания.

6. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.

7. Правонарушения несовершеннолетних.

8. Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково — молодежной среде

9. Развитие представлений родителей о психолого-педагогических аспектах проявления форм агрессии.

10. Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде.

11. Закон и ответственность. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.

12. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.

13. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.

14. Терроризм и экстремизм Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм.

15. Ознакомление родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции.

16. Обсуждение проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.

         Повышение правовой компетентности обучающихся.

         Примерная тематика занятий

·     Вандализм: причины и последствия.

·     Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма.

         Материалы к занятиям для учащихся:

         К теме 1. Вандализм: причины и последствия. Целевые ориентиры: знакомство с понятиями «вандализм» и «вандалы», предоставление информации об ответственности за акты вандализма.

         Ключевые задачи:

Познакомить обучающихся с понятием «вандализм», проанализировать

социально- психологические факторы проявлений вандализма

Показать на примерах разрушительные последствия совершения актов вандализма

Дать представления о мерах ответственности за совершение актов вандализма

         Краткое содержание: Изучение понятий «вандализм», «вандалы». Информирование о видах вандализма, людях, которые совершают акты вандализма и их целях. Определение действий, которые могут определять как «вандализм». Основные виды вандализма. Анализ факторов возникновения вандализма. Цели вандализма. Знакомство обучающихся с основными мерами ответственности за проявления вандализма.

         К теме 2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма.

         Целевые ориентиры: сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества, об ответственности, предусмотренной законодательством за экстремистскую деятельность.

         Ключевые задачи:

ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;

показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;

определить основные признаки проявлений экстремистской направленности;

познакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности;

предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций);

информировать учащихся о правовой ответственности за ложный терроризм.

         Краткое содержание: Понятие экстремизма. Признаки экстремизма. Причины экстремизма. Мотивы преступлений экстремистского и террористического характера. Возраст наступления административной и уголовной ответственности. Ответственность за проявления экстремизма. Административные правонарушения: производство и распространение экстремистских материалов. Уголовная ответственность за экстремистские преступления. Понятие о преступлениях экстремисткой направленности. Преступления против личности. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства.

Информирование подростков об ответственности за отдельные преступления экстремистской направленности:

·        публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

·        возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

·        организация и участие в экстремистском сообществе.