Виды работ, способствующие развитию познавательного интереса

 «Анаграмма». Анаграмма — слово греческого происхожде­ния, означает перестановку букв в слове, приводящую к другому слову. Например: АСАОТКР — КРАСОТА.

«Ранжирование». Педагог предлагает учащимся ряд поня­тий, которые необходимо расположить по значимости в порядке убывания, возрастания, т. е. провести ранжирование. Обычно от более к менее значимому.

 «Схема». Педагог предлагает учащимся схему, которую необходимо заполнить на протяжении занятия или его определен­ного этапа. Можно предложить составить схему по заданной теме.

 «Календарь рождений». Па доске вывешена (или нарисова­на) таблица-календарь с некоторыми выделенными датами. На сто­ле рядом лежат квадраты, на которых написаны имена и фамилии учащихся. Каждый участник выбирает квадрат и прикрепляет его к дате рождения. После распределения всех квадратиков проводится анализ. Подсчитывается  количество ошибок.

 «Мой словарь» или «Словарь… (фамилия ученика)». Уча­щимся предлагается составить свой словарь. Для этого необходимо дать определение терминам, написанным па листе бумаги. В на­звании — указать свою фамилию, например, «Словарь Богдано­вич». После выполнения задания педагог проверяет и анализирует работу. Подводятся итоги, выбирается словарь, в котором даны наиболее точные определения.

 «Буквенный набор». Из набора букв необходимо составить слово. Чтобы усложнить задание, можно предложить составить из сложенных слов предложение.

 «Объясни выражение». Педагог вывешивает на доске или раздает несколько высказываний. Учащимся предлагается объяс­нить  смысл одного из них (на выбор).

 «Интервью». Задание проводится в паре. Один участник. берет интервью, а второй — отвечает на поставленные вопросы. Существуют разные варианты проведения. Например, участнику предлагается представить, что он — корреспондент, которому не­обходимо взять интервью у курящего человека, министра образо­вания, работника школьного гардероба и т. д.

 «Хочу все знать!» Участникам раздаются чистые цветные карточки, на которых предлагается написать вопрос, который ин­тересует их больше всего. Затем карточки с вопросами собираются в шкатулку и перемешиваются. Участники берут по одному вопросу (по принципу лотереи). Ответ необходимо подготовить к завтрашнему дню. Можно обратиться за помощью к педагогу или родителям.

 «Я самый интересный…» На столах у учащихся разложе­ны листочки с написанными на них существительными (материк, страна, класс, друг, журнал и т. д.). В течение 2 мин. участникам необходимо придумать текст, с помощью которого они должны будут убедить остальных в том, что самый интересный именно этот материк, страна, класс, друг, журнал и т. д.

 «Коктейль качеств». Учащимся предлагается список качеств личности. Из него необходимо составить «коктейль», т. е. — выб­рать те 5 качеств, которые участники считают самыми важными в жизни, и придумать название коктейля.

«Нофелет». За одну минуту необходимо прочитать как мож­но больше слов наоборот.

 «Лото». Заранее подготовленные карточки с вопросами и заданиями перемешиваются и помешаются в специальный мешочек. Вытягивая карточку, учащиеся отвечают на выпавший вопрос или выполняют задание.

 «Кубик Рубика». (Можно использовать любой другой ку­бик с разноцветными сторонами.) Учащийся или один из членов команды бросает кубик и выполняет задание в соответствии с выпав­шим цветом. Например: красный цвет — ответить па вопрос; зеле­ный      объяснить выражение; желтый   — назвать автора слов; синий

придумать название тексту; фиолетовый — найти липшее слово, розовый       решить пример в уме.

 «Узнай меня». (Используется в словарной работе, в иг­рах — как отдельный конкурс.) На доске записано незнакомое слово. На столе лежат четыре карточки с толкованием слова. Необходимо подобрать правильные трактовки, которые могут быть разными или похожими, отличающимися несущественно. Развивает внимание, мышление.

 «Фейерверк дат». Педагог должен подготовить список са­мых известных дат из разных областей знаний. Учитель называет дату, указывая на учащегося, который должен ответить. Если ученик не отвечает, то выбывает из игры. И так до того момента, пока не останутся два ученика, которые являются победителями. Можно им предложить сыграть в фейерверк дат между собой. Даты не должны повторяться. Побеждает тот участник, у кого больше правильных ответов.

 «Объясни выражение»

  1. Дело в шляпе. (Всё хорошо, всё в порядке, об успешном завершении чего-либо).
  2. Жить чужим умом. (Придерживаться чужих взглядов, не
    быть самостоятельным).
  3. Корова языком слизала. (Быстро и бесследно исчез, будто и не было). И т. д.

«Прилагательные». За одну минуту надо написать как мож­но больше прилагательных. Можно предложит описать опреде­ленное существительное.

 «Цвет». За 30 секунд назвать пять предметов заданного цвета.

 «Верю — не верю». Учащимся необходимо сказать, верят они в те утверждения, которые говорит учитель, или нет.

 «Что такое? Кто такой?» Учащимся предлагается перечень малоизвестных существительных. Необходимо назвать, что это такое или кто такой.

 «Какая страна?» Педагог называет город, а учащимся предлагается назвать страну, в которой находится город. Что­бы облегчить задание, берутся страны одного материка или на­зывается несколько стран.