Ваш ребенок идет в класс интегрированного обучения и воспитания

В вашей жизни наступает ответственный момент — ребенок идет в школу. Этот факт сам по себе вызывает некий стресс в семье. Кроме того, ваш ребенок не похож на других, он особенный. В классе он также встретится с разными детьми: разными по характеру и поведению, по уровню развития и подготовленности. Одним учиться легко, они все схватывают на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются усилия, но при достаточном усердии и они удовлетворительно усваивают программный материал. В силу особенностей развития вашего ребенка, учиться ему среди остальных детей будет трудно. Сложности возникают в деятельности учителей, родителей.

Вам, родителям ребенка с нарушениями развития, необходимо заранее обдумать все трудности и проблемы, с которыми он может столкнуться в школе, и постараться предупредить многие и з них. Вы знаете, что согласно Закону «О правах ребенка» родители имеют право сами выбирать учебное заведение, в котором будет обучаться ваш ребенок. Постарайтесь подойти к этому выбору очень ответственно. У вас есть альтернатива, но воспользоваться ею нужно только в интересах ребенка.

В нашей республике для детей с особенностями развития существует сеть специальных школ, где накоплен положительный опыт, отработана технология обучения с учетом структуры нарушения у ребенка. Кроме общеобразовательных, проводятся коррекционные занятия, занятия по социально-бытовой ориентировке, по самообслуживанию, труду.

Недостатком является то, что дети отгорожены от реального мира и плохо знают его, так как всем обеспечены и общаются с себе подобными. Проблема социальной адаптации не может решаться в условиях полной изоляции учеников от окружающей действительности.

   Другой моделью получения образования для вашего ребенка может стать класс интегрированного обучения и воспитания. Согласно «Положению об интегрированном обучении», дети с нарушениями в развитии могут посещать обычные общеобразовательные школы. Интегрированное обучение позволяет ребенку жить в семье и посещать обычную школу по месту жительства. Это особенно привлекательно для детей, имеющих незначительные нарушения и отклонения. В классе интегрированного обучения работают два педагога: учитель — дефектолог и учитель начальной школы.

Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. Это общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, обогащению словарного запаса. Проводятся занятия предметной направленности, подготавливающие к восприятию новых тем учебной программы, восполняющие пробелы в полученных знаниях. Групповые коррекционные занятия направлены на компенсацию наиболее общих особенностей детей с трудностями в обучении. Прежде всего это формирование содержательной учебной  мотивации, развитие познавательных интересов, самостоятельности, интереса к учебному материалу. Развитие фонематического слуха, зрительного анализа, артикуляции, мелкой моторики, пространственной, временной и количественной ориентации делает возможным полноценное включение ребенка в учебную деятельность. Действенными оказываются проводимые со всем классом занятия по психокоррекции, установлению доброжелательных отношений, атмосферы доверия и дружбы.

Для становления и социализации личности учащихся в классах интегрированного обучения важно организовать подлинное взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности: общение детей, умение «видеть» и «слышать» другого человека, сотрудничать с ним. Считается, что позитивные отношения со сверстниками приведут к нормализации самооценки и эмоционального состояния ребенка с нарушениями, к формированию положительной «Я-концепции», без которых невозможно ни успешное обучение, ни гармоничное развитие личности.

   В настоящее время в школе происходит много перемен, прежде всего заменяется прежняя установка «ребенок для школы» установкой «школа для ребенка». Каким бы особенным ни казался ваш ребенок, какого рода трудности он бы ни испытывал, он имеет возможность реализовать себя в успешном обучении, стимулирующем интерес к знаниям, умственному труду, к творчеству. Вместе с тем на этом пути к знаниям родители по своей воле берут на себя большую часть тех обязательств, которые выполняет педагогический коллектив специальных учреждений. Успехи вашего ребенка в обучении будут зависеть от многих факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, темпа деятельности, сформированности общеучебных умений, состояния здоровья.

Для того, чтобы справиться со школьными требованиями к моменту поступления в школу, ребенку необходим определенный уровень физического и психического развития. Важна собственная произвольная активность, направленная на усвоение знаний, заинтересованность в процессе обучения, т.е. учебная мотивация, проще говоря, то, почему ребенок хочет идти учиться. Если он заявляет: «Хочу в школу, потому что мама купит мне красивый портфель», — это признак того, что он к школе еще не готов.

Поэтому вам нужно помочь ребенку подготовиться к обучению: разнообразить его свободное время, использовать его для накопления новых представлений. Ребенка развивают игры с игрушками, бытовыми и природными предметами, доступные виды деятельности. С детьми нужно как можно больше разговаривать. Такая дошкольная подготовка поможет ребенку выработать мотивационную и волевую готовность к школе.

Когда ваш ребенок дома, вы имеете возможность помочь ему в любое время, в школе же помочь может только учитель. Чтобы педагог лучше мог понять вашего ребенка, сообщите об особенностях его характера. Можно предупредить отрицательные переживания ребенка, если заранее позаботиться об установлении правильного отношения к его нарушению со стороны учителей, одноклассников. Дайте им понять, что ваш ребенок такой же, как все. Расскажите учителю о лучших сторонах вашего ребенка, его увлечениях, чтобы педагог затем смог сделать это же в классе. Отношение учителя к детям оказывает решающее влияние на отношения учеников друг к другу. Успех ребенка в обучении будет зависеть и от того, насколько правильно его представят другим детям. Попросите учителя, чтобы он рассказал одноклассникам о сильных сторонах характера вашего ребенка, положительных качествах, раскрыл мир его увлечений и одновременно смог в тактичной форме сообщить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на нарушениях ребенка, тем более дразнить его.

Наоборот, необходимо оказывать ему посильную помощь, проявлять терпение при замедленных ответах, письме и других затруднениях. Постарайтесь посещать школу как можно чаще, особенно в первые месяцы. Только при постоянном контакте с учителями и детьми у вас есть шанс создать атмосферу максимального благоприятствования с их стороны. Однако ваши действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистическую установку, а у окружающих детей — снисходительное отношение. Успешная адаптация ребенка с нарушениями развития бывает полноценной лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата в классе.

 У вашего ученика не все будет получаться гладко и просто. А детям легко провести параллель: если это не получается, то не получится и другое. Такие представления необходимо опровергнуть. Прежде всего, следует создать у ребенка уверенность в собственных силах. Ему необходимо ощущение успеха. Хвалите ребенка за каждое достижение и радуйтесь с ним его успехами. Спокойное отношение к неудачам и чуткое внимание к успехам — вот ключ к будущим победам вашего ребенка. Смысл помощи в учебной деятельности состоит не в том, чтобы взрослые выполняли за ребенка домашние задания. И даже не в контроле над тем, что и как он выучил. Смысл помощи в том, чтобы создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой на учебу, помогать ему вырабатывать учебные навыки.

Известно, что переход от дошкольного «игрового» детства к школьному «учебному» характеризуется сменой ведущего типа деятельности: теперь не игра, а учебная деятельность ведет за собой развитие. Однако эта деятельность не возникает сама по себе, она формируется под руководством учителя и во многом под вашим руководством, дорогие родители. Помните, что вы также несете ответственность за ее формирование, помогаете в том, чтобы в будущем она превратилась в самостоятельную, сознательную деятельность по приобретению знаний, а ваш ребенок вырос человеком, не только имеющим определенные знания, но и способным использовать их в жизни. Если школьная судьба ребенка сложится благополучно и он удачно войдет во взрослую жизнь, понимая ценность знаний, умея трудиться и получать от этого радость, значит, ваши старания и старания его учителей не пропали даром и на земле стало еще одним счастливым человеком больше.