Выбор профессии

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!».

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути — признак инфантильности. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего — ближайшего и отдаленного — человек не может рассчитывать на успех в жизни.

 Схема построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план.

1. Главная цель (что я буду делать, таким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей)

5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной целью.

Как не ошибиться, выбирая профессию?

Выбор профессии – одно из важнейших решений, которые человек принимает в жизни, поскольку каждый хочет, чтобы работа соответствовала его интересам и возможностям, приносила радость, и достойно оплачивалась. Однако, к сожалению, наша система образования построена таким образом, что когда в 15 – 16 лет молодой человек стоит перед выбором будущей профессии, он не всегда полностью понимает, чем именно ему хотелось бы заниматься. И принимая решение, в какой ВУЗ поступать и какую специальность выбрать, старшеклассник часто опирается на мнение родителей, друзей или школьных педагогов или действует по принципу «куда проще поступить».

Но насколько разумен такой подход к выбору своего профессионального будущего?

В этой статье хотелось бы остановиться на основных типичных ошибках в выборе профессии.

1. Профессия выбирается по принципу «любимого предмета в школе»

Вроде бы, что может быть логичнее: все хорошо с математикой – иди на экономический, нравится биология – в медики, удается учить иностранный язык – быть тебе филологом. Однако на деле все не так просто. Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, далеко не факт, что тебе понравится связанная с ним работа. Возьмем, к примеру, такой предмет, как литература. Одно дело увлеченно обсуждать на уроках поведение литературных героев и совсем другое зарабатывать на жизнь, читая каждый день сотни страниц текста с целью найти в них орфографические ошибки (работа корректора).

А еще бывает так, что стирается граница между интересом к собственно предмету и интересом к человеку, который этот предмет преподает. Попался учитель, увлеченный своим предметом и умеющий увлечь других – и предмет интересен, поменялся учитель – вот и предмет разонравился.

2. Выбор профессии по внешнему представлению, без учета того, чем предстоит заниматься большую часть времени

Вот насмотрелся школьник фильмов, где показывают громкие судебные разбирательства , и решает стать адвокатом. При этом наивно предполагает, что работа адвоката или юриста заключается в чтении пламенных речей перед аудиторией, больших гонорарах и громкой славе. Однако он совсем упускает из виду, что 90% работы юриста это кропотливая работа с документами, чтение огромного количества законов и лишь 10% – публичные процессы.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю привлекательную сторону, стоит как можно больше узнать о ежедневном содержании труда.

3. Выбор профессии исключительно по признаку «модно» или «престижно».

На профессии, как и на многие другие жизненные явления, существует мода. Мода означает временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Однако далеко не всегда то, что модно и престижно оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. Далеко не каждый может работать финансовым брокером или, скажем, менеджером по связям с общественностью, особенно если к такой работе у него нет склонностей и способностей. К тому же надо учитывать, что мода на профессии, во-первых не соответствует их реальной востребованности (количеству реальных вакансий на рынке труда). И самое главное: мода профессии меняется довольно быстро и, скорее всего, к тому моменту, когда ты получишь образование и станешь работать, модными и востребованными станут совсем не те профессии, что сейчас.

И еще, неплохо бы понимать, что не существует однозначно «денежных» (высокооплачиваемых) и «безденежных» (низкооплачиваемых) профессий. Ведь можно быть посредственным скромно-оплачиваемым юристом, не любить свою работу и всю жизнь трудиться на вторых ролях, а можно стать талантливым учителем и работать в частной элитной школе с очень достойными условиями труда. Одним словом, умение зарабатывать деньги зависит не от профессии, а от личностных качеств человека: честолюбие, целеустремленность, умение налаживать контакты.

4. Игнорирование своих индивидуальных особенностей

При выборе профессии очень важно учитывать свои индивидуальные психологические особенности. Тебе нравится общаться с большим количеством разных людей или ты или тебе комфортнее наедине с самим собой? Ты умеешь договариваться с другими людьми? Насколько ты эмоциональный, ранимый человек?

К примеру, не слишком усидчивая, невнимательная, но при этом очень коммуникабельная девушка выбирает профессию бухгалтера. Как Вы думаете, каково ей будет за монотонной работой, требующей высокой концентрации, аккуратности и с весьма ограниченными возможностями для общения?

Или же обратная ситуация. Молодой человек, любящий ручной труд, прекрасно рисующий, с богатой творческой фантазией, но не слишком общительный «по совету друзей» идет на «престижную специальность» – менеджер-предприниматель. И так и не находит себя в этой профессии. А ведь с его индивидуальными особенностями из него мог бы получиться неплохой дизайнер.

Это то, что касается психологических аспектов личности. Не менее важно учитывать и медицинские противопоказания для некоторых профессий. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие специальности, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Особенно стоит обратить внимание на такие параметры как зрение, слух, дыхательная система и опорно-двигательный аппарат. И даже если для поступления в выбранный ВУЗ не требуется проходить специальную медкомиссию, будет не лишним проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем.

5. Выбор профессии «за компанию» или ориентация на мнение случайных людей

К сожалению, подобная ситуация является весьма распространенной. Многие молодые люди руководствуются следующим принципом: «Мой друг собрался учиться на инженера, ну и я вместе с ним». Иногда этот выбор может оказаться удачным – ведь дружат, как правило, люди с более или менее похожими склонностями и интересами. Однако чаще все-таки получается иначе: выбранная таким образом профессия подходит инициатору (ведь для него это сознательный выбор), а вот его компаньонам не очень.

Кстати обычно выбор профессии «за компанию» или «по совету доброжелателей» связан с тем, что молодой человек или девушка недостаточно уверен в себе, не хочет делать собственный выбор, так как не готов взять на себя ответственность за такой серьезный шаг. Обычно неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу , а принимать решение все равно приходится, И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто уверен в себе и в правильности намеченного.

Однако, помни, что если профессия нравится твоему другу – из этого еще не следует, что она понравится и тебе.

Народная мудрость гласит, нельзя советовать в двух вопросах: кем быть и с кем быть и то и другое человек решает сам. Впрочем, это не относится к рекомендациям профессиональных профконсультантов. Ведь его рекомендации основаны не на житейском опыте, а на профессиональном определении твоих интересов, способностей, психологических особенностях.