Практические рекомендации для педагогов по профилактике наркомании

В первую очередь целенаправленно выявлять подростков, составляющих группы риска, которые могут при определенных обстоятельствах стать зависимыми. Это в первую очередь – учащиеся, состоящие на ВШК, в ИДН, находящиеся в социально-опасном положении. Педагоги должны обращать внимания на их образ жизни, окружение, изучать их семьи и  т.д.

Семья играет важную роль на всех этапах развития  зависимости подростка, особенно на ранних этапах возрастного периода. Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркотической  зависимости несовершеннолетних необходимо прежде всего понять, какие действия в отношении семьи позволят снизить риск. К таким действиям относят:

— нормализацию родительско-детских отношений и снижение их конфликтности;

— информирование родителей о возможных семейных причинах зависимости и о признаках употребления соответствующих веществ;

— информирование родителей о роли и месте семьи в развитии различных видов зависимости;

— участие в разрешении семейного кризиса;

— оптимизация системы внутрисемейного воспитания;

— повышение адекватности реагирования молодого человека на семейную ситуацию;

— повышение ответственности членов семьи молодого человека на семейную ситуацию;

— повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;

— создание позитивного эмоционального фона семейных отношений;

Таким образом, задачу-минимум социально-педагогической работы с семьей в указанном направлении можно сформировать как информирование о сути проблемы и стимулирование благоприятной динамики семейных отношений; задача- максимум- участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.

Одна из самых сложных задач в организации профилактической работы с семьей заключается в формировании мотивации и запроса на нее. Наличие в проблемных и нестабильных семьях хронических, в том числе родительско-детских, конфликтов, обостренных эмоциональных реакций, обид и оскорблений, а также функционирование механизмов защиты на личностном и межличностном уровнях приводят к тому, что такие семьи имеют крайне низкую мотивацию на участие в профилактической и социально- терапевтической работе. Однако это не означает, что педагоги должны пассивно ждать, когда семья сама проявит инициативу и обратиться за соответствующей помощью. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев члены семьи (родители) начинают предпринимать какие-либо действия лишь в случае открытого злоупотребления молодым человеком наркотиками, психотропными веществами, спиртными напитками, когда психологическая зависимость сформировалась и сочетается с физиологической зависимостью, а родители и члены семьи включены в систему « наркотического» поведения.