В помощь молодым специалистам
І. Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор,обеспечивающий познавательную активность;
- сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
ІІ. Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
- Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- Руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к
- обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- Использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
- Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем выполнения упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
- отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
ІІІ. Гигиенические требования к уроку:
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических, практических, творческих работ);
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту школьника.
ІV. Требования к технике проведения урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.