Шестой школьный день
Шестой день недели — суббота — является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих пред педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день. Она планируется и проводится в соответствии с общешкольным планом работы школы, органично дополняя и продолжая его. Особое внимание уделяется проведению в субботу физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
В целях совершенствования организации шестого школьного дня министр образования Игорь Карпенко подписал приказ от 19.01.2017 №21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня».
Никаких существенных изменений в работе педагогов не произойдет. Законодательство Республики Беларусь предусматривает для педагогов рабочую неделю продолжительностью не более 36 часов. В соответствии с Кодексом об образовании предусмотрена шестидневная школьная неделя.
Руководители учреждений образования, как и ранее, будут планировать расписание шестого школьного дня с учетом организации факультативных занятий для учащихся 9-11 классов, стимулирующих — для одаренных и талантливых детей, поддерживающих для слабоуспевающих.
Также в этот день учителя-предметники могут проводить предметные недели, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др.
Особое внимание в приказе уделено взаимодействию с семьей. Родители, в случае необходимости, смогут посетить консультации, встретиться с педагогами-предметниками, обсудить вопросы, которые они не могут решить в силу своего рабочего времени в будние дни.
В шестой школьный день должны работать учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Максимально занятыми в мероприятиях шестого школьного дня должны быть учащиеся, требующие особого педагогического внимания, состоящие на различных категориях профилактического учета.
Еще один пункт приказа подразумевает усиление работы объединений по интересам трудовой направленности — «Умелые руки», «Реальное дело», «Готовим сами», «Учимся шить», «Хозяюшка» и др.
Одно из принципиальных новшеств — решение вопросов трудового воспитания и взаимодействия общей средней школы с системой профессионально-технического образования. Будет уделено пристальное внимание — организации и проведению профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся школ и гимназий на базе профессионально-технических и средних специальных учреждений. Проведение таких занятий (в шестой школьный день) на базе лицеев и колледжей поможет школьникам постичь навыки тех или иных профессий.
В подписанном документе есть указание и на организацию на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи зональных центров для проведения мероприятий в шестой школьный день, «выездных суббот» по месту жительства обучающихся в сельской местности, дополнительно проработав вопрос о возможности организации подвоза учащихся в шестой школьный день.
По-прежнему в школах и гимназиях будут проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия, игры, спартакиады, соревнования, занятия объединений по интересам спортивной направленности.
Отметим, что посещение учащимися и гимназистами мероприятий шестого школьного дня дело добровольное.
Оплата труда учителей, проводящих факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, производится в соответствии с установленной им педагогической нагрузкой.
Оплата труда классных руководителей, организующих мероприятия в 6-й школьный день, производится за счет часов организационно-воспитательной работы.
Кроме того, руководитель имеет право устанавливать стимулирующие выплаты (премии, надбавки) за проведение мероприятий в шестой школьный день.
Цели и задачи воспитательной работы в шестой школьный день
Цели воспитательной работы в шестой школьный день:
— полное удовлетворение интересов и склонностей учащихся;
— развитие их творческой активности в различных видах внеурочной деятельности;
— интеллектуальное развитие и гражданское становление школьника.
Задачи воспитательной работы в шестой школьный день:
— формирование единого пространства «семья-школа-семья»;
— формирование культуры здорового образа жизни учащихся;
— создание условий для деятельности детских и молодежных общественных организаций, развитие школьного самоуправления;
— включение детей в различные виды деятельности по интересам;
— профилактика детской безнадзорности, правонарушений, преступлений.
Вопросы по организации шестого школьного дня
Перечень нормативных правовых документов и информационно-методических материалов по актуальным направлениям организации воспитательной работы в учреждениях образования в шестой школьный день
1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году».
2. Методические рекомендации “Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день” // 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2008. — №21. — С. 11-54.
3. Рекомендации по организационно-содержательному наполнению шестого дня учебной недели. 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2002. — №9. — С.28-36.
4. О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день. 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2015 — № 24 — С.26-28.
5. Методические рекомендации “Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году” // 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2009. — №18. — С.3-57.
6. Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день».
7. Комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «Урок футбола» («Час футбола») в учреждениях образования (методические рекомендации) // 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2008. — №14. — С.49-58.
8. Методические рекомендации по организации взаимодействия учреждений внешкольного воспитания и обучения с общественными объединениями ’’Белорусский республиканский союз молодежи“ и ’’Белорусская республиканская пионерская организация) (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 11 января 2008 № И-28-25/249).
9. Методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях» // 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2007. — №22. — С.53-64
10. Методические рекомендации “Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности” // 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2007. — №21. — С.63-81.
11. Методические рекомендации «Организация работы педагога-организатора в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования» // 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2006. — №19/20. — С.43-77.
12. Методические рекомендации “Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня” // 36. нармат. дак. Мін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2004. — №22. — С.33-46.
13. Рекомендации по использованию музеев учреждений образования в воспитании гражданственности и патриотизма детей и учащейся молодежи // 36. нармат. дак. Mін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2003. — №7. — С.44-47.
14. Методические рекомендации “Планирование воспитательной работы в классе и ее учет” // 36. нармат. дак. Mін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2003. — №11.
15. Инструкция о порядке проведения республиканских мероприятий с участием детей и учащейся молодежи учреждениями внешкольного воспитания и обучения (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 24) // 36. нармат. дак. Mін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2008. — №23. — С. 14-22.
16. Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а) // 36. нармат. дак. Mін-ва адукацьі Рэсп. Беларусь. — 2007. — №23. — С.37-42.